Из ВК

25 декабря 2009

Пятниццо: Коляда


Очень интересный праздник, должен я Вам заметить. Корнями уходит глубоко. Просто реально глубоко уходит корнями. Это языческий славянский праздник.

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. (А. Стрижев «Народный календарь»)

Вообще вспоминается один интересный фильм "Дух времени" который как бы совсем не про Бога но начинается именно с этого. Вообще "Дух времени" - это отдельная тема для дискуссии и не малой, но суть в том, что существование Бога там очень интересно опровергнуто. В кратце - всегда, везде и все поклонялись одному богу - Солнцу, он же Ра (тут вспоминается М.Задорнов). Этому очередное подтверждение:
После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.(источник: Хронос)
В общем ничего не поменялось, зачем-то переименовали старые праздники и богов. По сути просто одни священники сместили других и занимаются сейчас тем же самым, что делали их предшественники. В общем та же политика только закамуфлирована под служение высшим силам, а не обществу.

Но что-то я отвлёкся. Физический смысл праздника в том, что день переваливает через зимнее солнцестояние (яб назвал его "солнцележанием", т.к. это самый короткий день в году - 22 декабря) и начинает увеличиваться - так называемый "зимний солнцеворот". Это не проходило незамеченным даже для не вооружённых точными хронометрами древних славян. Естественно, что вся тогдашняя жизнь (и смерть) сильно зависела от погоды и, как главной её части, Солнца. Посему оно и являлось главным божеством. Потому и не любят темноту. В общем Солнце это Жизнь. А так как Солнца становится всё больше, то чем это не повод для ликования? За солнце!

В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.

Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда — божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.(материал Википедии - свободной энциклопедии)
Собственно замечательный праздник. Даже, по моему, лучший из тех, что я уже описывал ранее. Прекрасный повод сходить в гости, повеселиться и вспомнить свои корни. Тем более что праздник этот очень объединяющ, т.к. безумно международен (что ещё раз подтверждает единство Бога и его происхождение во всех религиях)
Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К. сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую паробками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки — игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.(материал Википедии - свободной энциклопедии)
Собственно, хочется подчеркнуть, что это не сам праздник - это праздничный период, большая часть которого попадает в "новогодние каникулы" в России, что позволяет нам отметить его "как надо".
Коляд-коляд, колядниця,
вкусна з медом паляниця!
А без меду не така -
дайте, дядько, пятака,
а вы, тётка, грошi -
будете хорошi!
(этой колядке меня научила мать)
За Коляду!

ЗЫЖ также сегодня:
Рождество Христово у католиков
Православное Рождество по новоюлианскому календарю
Лютеранское Рождество